Главная          Календарь соревнований          История бокса в РО          Бокс в Ростове          В помощь тренеру
Рефери
В. Дадаев, мастер спорта, судья всесоюзной и международной категории
А. Сухомлинов, мастер спорта, судья республиканской категории

Кто идет в арбитры? Очень часто боксер, оставляющий ринг. Но далеко не всегда из хорошего спортсмена получается хороший судья. Умение судить квалифицированно не приходит само собой, оно дается трудом; к судейству надо тоже готовиться заранее и задолго до того, как простишься со спортом. В боксе за исключением нокаута нет точных критериев превосходства.
В ином бою соперники и одинаково искусно защищались, и одинаково искусно атаковали, и до конца отдали все силы честной борьбе - словом, бой был равным, но победить может только один. Вот тут не позавидуешь боковому арбитру.
Именно он назовет в упорном и равном бою не только победителя, но и побежденного, выбывающего из турнира после первого же поражения.
Судье, как и боксеру, приходится немало работать над собой, быть в курсе всего нового, чем живет бокс. Говорят, шахматы и бокс в чем-то схожи: тот же расчет, предвидение обстановки, риск. Разница лишь во времени на обдумывание, измеряющегося там минутами, а то и часами, а здесь долями секунды. В эти доли секунды и укладывается работа бокового судьи. Большая ответственность ложится на этого человека, много различных специальных качеств требуется от него: знание и тонкое понимание бокса, точность, глазомер, внимание, интуиция, умение мгновенно разобраться в самой сложной обстановке и зафиксировать в памяти итог каждого эпизода поединка, чтобы мимолетная и так любимая неискушенным в тонкостях бокса зрителем концовка не перечеркнула весь ход боя.
Но мы начали с концовки. Вернемся к гонгу, вызывающему в освещенный квадрат ринга боксеров. Рефери уже там. Каким будет исход поединка? Конечно, на этот вопрос должны ответить в первую очередь сами спортсмены. Но немало значат и слово рефери, его квалификация, понимание им всей сложности моментов боя.
Нет-нет да и поморщатся боксеры, узнав, кто будет судить их встречу. В чем дело? Они хорошо знакомы с этим рефери. Он хорошо владеет голосом, жестами, эффектно двигается на ринге, непременно оставаясь на переднем плане, так что зритель и не поймет, на кого же смотреть: на боксеров или рефери? Такой судья всякой инициативы боксеров лишает, те не могут показать за короткие трехминутные отрезки боя все, на что способны. Хронометраж остановок и объяснений показывает, что у такого рефери время "простоя" боксеров составляет за бой до 2,5 минуты. Налицо сбой темпа поединка, утрата спортсменами тактической мысли. Заканчивается бой, боксеры расходятся по углам с чувством неудовлетворенности. Рефери же спокоен, для него все обошлось хорошо, без "острых углов", внешне все выглядело в пределах правил.
Есть рефери, которые просто боятся ринга, но все же заставляют себя подниматься на него. Начинается сущее "представление", игра- кто больше сделает уклонов и нырков: боксеры или рефери? Чем выше темп боя, тем больше мечется по рингу горе-судья. Естественно, такая "работа" рефери вызывает смех в зале Большие права даны судье, и часто исход боя зависит от тонкого понимания обстановки на ринге, умения определить нарушителя, вовремя остановить встречу. В то же время надо дать возможность боксерам в полной мере продемонстрировать индивидуальное мастерство, уровень подготовки. Это значительно облегчит и работу боковых судей в напряженном равном поединке.
Учитывая большое воспитательное значение судейства, рефери необходимо и к себе быть предельно требовательным и объективным, умело пользоваться своими правами на ринге, быть лаконичным в момент остановок боя, оперировать только установленными командами, дополняя их четкими жестами, избегать длинных указаний, проводить целые инструктажи боксеров перед началом боя. Достаточно ограничиться лишь одной фразой: "Не нарушайте правила".
Правила соревнований поднимают судью на ринге на высшую ступень боксерской табели о рангах. Он своего рода хозяин боя, в его власти сделать почти все. Движимый недоброй волей, он может помочь слабому боксеру, вконец задергав сильного бесконечными остановками и замечаниями. Вот почему объективность и строгость особенно важны для судьи на ринге. Вот почему столь желательна выработка у судей на ринге определенного стереотипа на нарушения, допускаемые боксерами. Ведь в правилах не определено максимально допустимое количество замечаний, которое влечет предупреждение. Это количество зависит от степени опасности конкретного нарушения. В практике же в толковании этих вопросов нет единства. Одни судьи, автоматически объявляют предупреждение после трех однотипных замечаний, другие только тем и занимаются, что останавливают бой и разъясняют спортсменам ошибки. Многие положения наших правил имеют оценочный характер, и оценку эту должен дать именно он - судья на ринге. Это, понятно, требует острого чувства предвидения, тонкого понимания бокса.
На кубковом турнире в Ереване встречались армейские команды Москвы и Белоруссии. В бою спортсменов первого полусреднего веса судья на ринге Р. Акопян подал команду "Стоп!", чтобы сделать замечание одному из боксеров Однако уже после этой команды москвич по инерции нанес не сильный, но точный удар в подбородок, соперник упал и тут же быстро поднялся. Легкий нокдаун вследствие удара после команды "Стоп!"? Именно так он выглядел.
Можно себе представить ажиотаж вокруг этой кубковой встречи. С табуретки встал секундант белорусский тренер Б. Новиков и, обращаясь непонятно к кому (видимо, все-таки к судье на ринге), воскликнул: "Снимать, снимать надо, ведь после команды ударил!" В противоположном углу поднялся другой секундант заслуженный тренер РСФСР В. Горшечников. Поднялся и коротко бросил Новикову: "Правила надо знать!"
Старый и опытный тренер помнил, что в правилах подобная ситуация оговорена: "За удар после команды "Стоп!" (даже повлекший нокдаун) судья на ринге, руководствуясь своим внутренним, личным и только ему одному известным убеждением, может вынести одно решение из двух - либо объявить предупреждение нарушителю и продолжить бой, либо дисквалифицировать его".
Выбор этой альтернативы зависит от тяжести и опасности конкретного нарушения. Но на каких весах взвесить эту самую тяжесть и в каких единицах измерить эту опасность?
Акопян объявил предупреждение и подал команду "Бокс!". А через мгновение последовал очередной удар москвича, только теперь по всем правилам боксерской науки - мощный, точный, быстрый, и соперник, видимо, еще не до конца оправившийся после того (хоть и неправильного) удара, распластался на ринге в глубоком нокауте.
Что тут началось!
Да, судья на ринге должен чувствовать и предвидеть события, выражаясь футбольным языком, видеть поле, потому что самыми совершенными правилами нельзя предусмотреть всего, что может возникнуть в острые моменты боя. Именно в этом и заключается степень квалификации арбитра, его подготовки и мастерства.
В зарубежных соревнованиях большую часть замечаний и предупреждений наши боксеры получают зз держание и захваты соперника в ближнем бою. Кто в этом виноват?
Будем самокритичны, прежде всего мы с вами, товарищи судьи. Во внутрисоюзных турнирах, вплоть до чемпионата СССР, мы стараемся попросту не замечать удержания для погашения атаки соперника. Вот и пользуются боксеры этим неправильным техническим приемом, компенсируя тактическую неподготовленность. Порой мы останавливаем действия спортсменов командой "Брэк!", когда налицо элементарный односторонний захват. Некоторые судьи принимают вообще непонятно где позаимствованные решения - расталкивают боксеров без команды или бьют их по перчаткам, желая прекратить удержание. Зачастую мы шаблонно подходим и к определению нарушения "опасное движение головой", не стараясь разобраться в фазе сближения.
Конечно, судья на ринге должен постараться предупредить нокаут, не допускать травм и нарушений, учить спортсменов корректности и точному соблюдению правил, но при этом сам арбитр должен точно следовать букве закона, вовремя разобраться и мгновенно сделать единственно верный вывод в сложной обстановке.
Растет на ринге способная молодежь, уверенно борется с именитыми мастерами, отстаивая свое право на место в сборной команде СССР. Ее ждут новые олимпийские старты.
От нас, арбитров, в немалой степени зависит правильное направление этого роста, да и сроки его тоже.
 

Все права защищены
2006 - 2011